Если важен результат!    Главная     О нас      Команда   

Три мифа об аудите Статьи Контакты Результаты

Тел./факс (351) 264-62-28, Тел. 727-71-03, 230-55-10, 270-02-44

Интервью с Сафиной Риммой Яковлевной журналу "Уральский инвестор" №19, ноябрь 2005 г.

Как известно, наибольшее количество конфликтов между налогоплательщиками и налоговыми органами возникает при проведении налоговых проверок. О том, как избежать лишних проблем при проведении налоговых проверок и правильно подготовиться к ним мы беседуем с директором аудиторской фирмы "ФЕНИКС-АУДИТ" Сафиной Риммой Яковлевной.

- Римма Яковлевна, в последнее время в СМИ много внимания уделяется налоговым проверкам. В чем заключается их суть?
- Суть налоговой проверки - контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов. Налоговые органы имеют право проводить выездные, камеральные, встречные, повторные, дополнительные налоговые проверки, а так же проводить дополнительные мероприятия налогового контроля.
Выездная налоговая проверка наиболее тяжело переносится налогоплательщиком. В ходе выездной налоговой проверки могут проводиться следующие мероприятия: истребование документов; инвентаризация имущества; осмотр; выемка (изъятие) документов; встречные проверки; привлечение свидетелей, специалистов, переводчиков; проведение экспертиз. По запросу налоговых органов в выездных налоговых проверках могут участвовать сотрудники органов внутренних дел.

- Можете ли Вы посоветовать нашим читателям как лучше подготовиться к налоговой проверке?
- Как гласит восточная мудрость: кто предупрежден, тот и вооружен. Необходимо принять меры для недопущения неконтролируемой утечки информации. Будет полезно назначить сотрудника, ответственного за просмотр деловой переписки, за выдачу документов и объяснений налоговым органам. Этот человек будет обязан просматривать все документы, представляемые проверяющим.
Персонал необходимо проинструктировать, что все устные и письменные объяснения должны даваться только с ведома или в присутствии назначенного ответственного лица. Причем, только в рамках выполняемых именно ими трудовых обязанностей, и только о своем отделе или подразделении. И ещё: разговаривая с проверяющими, сотрудники должны отвечать коротко и однозначно только на прямо поставленные, понятные вопросы.
Вы имеете право не давать документы и объяснения сразу, а взять время, чтобы что-то вспомнить, посоветоваться, подготовиться. По закону для подготовки документов к выдаче налоговому органу должен предоставляться срок - пять дней. Полезно знать, что давать письменные объяснения - это право налогоплательщика, а не его обязанность.
По закону начисления должны производиться проверяющими не только с учетом нарушений, но и с учетом допущенных налогоплательщиком переплат. Эти суммы могут превышать суммы возможных начислений по акту проверки. Поэтому лучше заранее выявить налоговый потенциал организации - это переплаты по налогам, которые могут возникнуть из-за завышения сумм налоговых отчислений в спорных ситуациях.
Причиной возникновения большинства налоговых конфликтов является противоречивость и различное понимание норм налогового законодательства, плохая информированность налогоплательщиков о содержании и процедуре налоговых проверок, о правах и обязанностях сторон. Поэтому следует заранее, не дожидаясь налоговой проверки, изучить все возможные противоречия законодательства, хотя бы относительно крупных сделок и сложных хозяйственных операций. Это можно сделать самостоятельно или обратиться в аудиторскую фирму.

- А как в этом случае выбирать аудиторскую фирму?
- Критерии выбора деловых партнеров наработаны многолетней мировой практикой. Главное здесь, пожалуй, рекомендации. Аудиторская практика основана на глубоком знании законов, их разночтений и арбитражной практики их применения. Это только на первый взгляд все аудиторские фирмы похожи друг на друга. Большое значение имеет то, услуги каких специалистов предлагает вам фирма, их квалификация, способности, трудолюбие и стаж работы. И, как и в любом деле, в аудиторской практике должна быть специализация.

- А у Вашей компании какая специализация?
- Наша специализация - налоги. Налоговый аудит, налоговый консалтинг, налоговый арбитраж, налоговое планирование, оптимизация налогообложения.

- Могли бы Вы рассказать подробнее об этих услугах?
- Налоговый аудит - это проверка не бухгалтерской, а налоговой отчетности с целью избежания санкций со стороны налоговых органов и оптимизации налогообложения. Налоговый аудит позволяет получить представление о возможных доначислениях, о зонах риска и выявить налоговый потенциал организации, а в наиболее очевидных случаях избежать штрафных санкций, доплатив налог и пени. Или принять решение об отстаивании своей позиции в суде, если ситуация спорная и в законодательстве имеются разночтения в пользу налогоплательщика.
Налоговое планирование как функция управления предприятием позволяет при осуществлении ряда процедур определить динамику и перспективы налогового положения предприятия, спрогнозировать предстоящие налоговые выплаты и разработать политику в части их оптимизации в соответствии с действующим законодательством.

Оптимизация налогообложения - это методы, позволяющие уменьшить обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей. Существуют различные методы налоговой оптимизации, в том числе грамотное использование налоговых льгот в порядке, установленном законодательством, получение отсрочек, рассрочек, налогового или инвестиционного налогового кредита и другие законные приемы и способы.

- Ещё несколько советов.
- При осуществлении налоговой оптимизации и налогового планирования использовать только законные методы уменьшения налоговых обязательств, придерживаться принципа разумности, что означает "все хорошо - что в меру", не строить свои методы налоговой оптимизации на использовании пробелов в законодательстве, а так же - уделять пристальное внимание документальному оформлению операций. И еще - не верить ни в какую чудодейственную схему. Результата можно добиться только при использовании всех методов в комплексе. Кроме того, нужна хорошая постановка бухгалтерского учета и эффективный документооборот.

- Что вы хотите пожелать нашим читателям?
- По-моему, в любом деле всегда важно делать свою работу не формально, а творчески. Я всем желаю получать удовольствие от своей работы.

- А ещё?
- Есть такой анекдот: решили два друга погулять, закололи кабанчика. Один поднял тост за здоровье, а другой ему говорит: "Этот кабанчик был абсолютно здоровый, но что-то ему это не помогло. Давай лучше выпьем за удачу!". Да и на "Титанике" все были здоровы, богаты, любимы, счастливы… Так что удачи всем!

Интервью провел Сергей ВАСИЛЬЕВ

Срочная регистрация ООО
Бухгалтерский аутсорсинг
Документы для регистрации ИП
Налоговые споры

Аудиторские услуги
   Аудит
   Налоговый аудит
   Проведение ревизии
   МСФО
Бухгалтерские услуги
   Постановка бухучета
   Бухгалтерский учет
Юридические услуги
   Арбитраж
   Регистрация юр. лиц и ИП
   Внесение изменений
   Ликвидация юр. лиц и ИП
   Перерегистрация ООО

   Приведение в соответствие учредительных документов в связи с внесением изменений в ГК РФ с 01.09.2014

   Аутсорсинг
   Налоговые споры

Прайс-листы
   Бухгалтерский учет
   Юридические услуги
   Консультационные услуги

Справочная информация
   Юридическим лицам
   Индивидуальным            предпринимателям
   Налоговый календарь

Типичные ошибки
Вопрос-ответ
Программы проверок
Учетная политика
Законодательство
Формы документов

Координаты ИФНС, ПФ, ФСС
Новое в законодательстве





     Нам ценно доверие наших клиентов.


г. Челябинск, ул. Энгельса 47-Б