Если важен результат!    Главная     О нас      Команда   

Три мифа об аудите Статьи Контакты Результаты

Тел./факс (351) 264-62-28, Тел. 727-71-03, 230-55-10, 270-02-44

Интервью с Маркеевой Ольгой Евгеньевной журналу "Налоговый лоцман", октябрь 2009, N 10

С 2010 г. ЕСН заменяется страховыми взносами

С 1 января 2010 г. вступит в силу Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (за исключением отдельных положений), который регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов, а гл. 24 НК РФ "Единый социальный налог" утратит силу (ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ).

Корр.: Ольга Евгеньевна, разъясните, в чем заключаются главные изменения в соответствии с новым законом?
О.Е.: Страховые взносы должны будут перечисляться отдельно в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования (федеральный и территориальный). Действие нового Закона не распространяется на взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, а также на обязательное медицинское страхование неработающего населения, уплата которых регулируется специальными федеральными законами. С 2010 года вместо ЕСН налогоплательщики будут уплачивать СТРАХОВЫЕ ВЗНОСЫ. Основное изменение - это повышение ставок и порядок представления отчетности.

Корр.: Кто, в соответствии с новым законодательством будет являться "плательщиком страховых взносов"?
О.Е.: Плательщиками страховых взносов являются лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам - это организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые таковыми. К плательщикам относятся также индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой, которые не осуществляют выплат физлицам. То есть те лица, которые в настоящее время в соответствии с гл. 24 НК РФ уплачивают ЕСН. Однако федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут быть установлены иные категории лиц, признаваемых плательщиками страховых взносов (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Корр.: Поясните, пожалуйста, пункты закона, касающиеся объекта обложения и базы для начисления страховых взносов.
О.Е.: Объект и база обложения страховыми взносами для плательщиков, производящих выплаты физлицам, в целом совпадают с объектом и базой по ЕСН, определяемыми в настоящее время в порядке ст. ст. 236 и 237 НК РФ. Особо следует отметить, что Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ не предусматривает зависимости начисления взносов на выплаты физлицам от учета таких выплат в расходах по налогу на прибыль. Следовательно, все выплаты в пользу физических лиц облагаются страховыми взносами (за исключением тех, которые указаны в данном Законе).
С 2010г. для плательщиков страховых взносов не предусмотрена регрессивная шкала, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода (ч. 4 ст. 8 и ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Причем если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физлица превысят этот предел, то страховые взносы не взимаются. Начиная с 2011 г. указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг) при расчете базы для начисления страховых взносов, учитываются как стоимость этих товаров (работ, услуг) на день их выплаты, исходя из их цен, указанных сторонами договора. При этом в стоимость товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма налога на добавленную стоимость, а для подакцизных товаров и соответствующая сумма акцизов (ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а не их рыночная стоимость (п. 4 ст. 237 НК РФ).

Корр.: Какие суммы не подлежат обложению страховыми взносами?
О.Е.: Изменения коснулись перечня не подлежащих обложению страховыми взносами (ранее не облагаемых ЕСН), выплачиваемых в пользу физлиц (ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Так, из него исключили:
- компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
- суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
- выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда;
- выплаты в иностранной валюте взамен суточных членам экипажей судов заграничного плавания и личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы.
Теперь перечисленные выплаты облагаются страховыми взносами.
Единовременная материальная помощь, оказываемая работодателем в случае рождения (усыновления или удочерения) ребенка (не более 50 000 руб. на каждого ребенка), не включается в базу для начисления страховых взносов, только если такая помощь выплачивается в течение года после рождения (усыновления или удочерения).

Кроме того, имеется ряд других дополнений.
1) С 3000 до 4000 руб. (на одного работника в год) увеличена сумма материальной помощи, оказываемой работодателями своим сотрудникам, которая не облагается страховыми взносами.
2) В настоящее время согласно пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению суточные в пределах норм, которые установлены в соответствии с действующим законодательством РФ. В ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ указанного уточнения не содержится, следовательно, вся сумма суточных, выплаченная командированному работнику, страховыми взносами не облагается. Отметим, что с 2009 г. отменено нормирование суточных для целей налога на прибыль (абз. 4 пп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ). Однако для целей НДФЛ оно сохраняется (не более 700 руб. за каждый день командировки в пределах РФ и 2500 руб. за каждый день загранкомандировки) (п. 3 ст. 217 НК РФ). Кроме того, в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ внесено следующее дополнение: порядок по оплате расходов командированных работников применяется и в отношении выплат членам совета директоров и другим физлицам, находящимся во властном подчинении организации, прибывающим для участия в заседании руководящего органа компании.
3) Не облагаются страховыми взносами выплаты по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранцев и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ (п. 15 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данное дополнение выгодно для плательщиков, нанимающих на работу иностранных граждан.
4) Уточнено, что не следует начислять страховые взносы не только на суммы оплаты работодателем расходов на профессиональную подготовку и переподготовку сотрудников, но и на компенсацию работнику указанных затрат (п. 2, 12 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Корр.: Каков порядок уплаты страховых взносов и представление отчетности?
О.Е.: Для целей Федерального закона о страховых взносах расчетным периодом признается календарный год, а отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
В соответствии с положениями ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ уплата страховых взносов плательщиками, производящими выплаты в пользу физлиц, осуществляется отдельными платежными поручениями, которые направляются в каждый из четырех фондов (ПФР, ФСС, ФФОМС, ТФОМС). При этом взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством плательщик вправе уменьшить на сумму произведенных им расходов на выплату обязательного страхового обеспечения по данному виду страхования в соответствии с законодательством РФ.
В течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца не позднее 15-го числа следующего за ним месяца уплачивается ежемесячный обязательный платеж.
С 2010 г. расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам плательщики, производящие выплаты физлицам, подают в территориальные органы ПФР и ФСС (по месту своего учета). Причем расчет по взносам на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование (в ПФР) представляется до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Срок сдачи расчетов по взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в ФСС) остался прежним - до 15-го числа календарного месяца, следующего за истекшим кварталом (ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Необходимо отметить, что представление расчетов по итогам расчетного периода (календарного года) не предусмотрено. Следовательно, отчитываться по страховым взносам плательщик будет четыре раза в год в указанные выше сроки.
В 2010 г. плательщики, имеющие среднесписочную численность работников за предшествующий календарный год более 100 человек, а также вновь созданные организации, у которых количество физлиц превышает установленный предел, подают расчеты только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ст. 61 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). С 2011 г. указанный предел численности сотрудников будет снижен со 100 до 50 человек (ч. 10 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Изменен срок представления отчетности в случае прекращения деятельности организации (в связи с ликвидацией) либо индивидуального предпринимателя (ч. 15 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Если в настоящее время ее необходимо направить в течение пяти дней после подачи в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности (п. 9 ст. 243 НК РФ), то с 2010 г. расчеты представляются до дня его подачи.

Корр.: Поясните, пожалуйста, пункты закона о персонифицированной отчетности.
О.Е.: На данный момент отчетность для персонифицированного учета (индивидуальные сведения на каждого работника) подаются один раз в год не позднее 1 марта (и именно до 1 марта 2010 г. необходимо представить их за 2009 г.). В 2010 г. отчетными периодами будут признаваться полугодие и календарный год, соответственно, сведения необходимо будет подать до 1 августа 2010 г. и 1 февраля 2011 г. (п. 12 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ), а с 2011 г. индивидуальные сведения персонифицированного учета должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Начиная с 2011 г. страхователь при представлении сведений на 50 и более работающих у него лиц за предшествующий отчетный период должен подать документы в электронной форме и с применением электронной цифровой подписи (п. 2 ст. 8 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Теперь непосредственно в законе установлен срок для представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, - до 1 марта следующего года (абз. 1 п. 5 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ). Ранее этот срок был определен только в п. 38 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета... (утв. Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 318). Еще одно важное дополнение в ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ касается уплаты страховых взносов, а также представления расчетов в случае реорганизации плательщика - организации: правопреемник (правопреемники) обязан перечислить взносы и подать расчеты за реорганизованное юрлицо независимо от того, были ли известны правопреемнику до завершения реорганизации факты или обстоятельства неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по уплате страховых реорганизованным лицом. Для плательщиков страховых взносов - индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов, занимающихся частной практикой (плательщиков, не производящих выплат физлицам), ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено следующее: уплатить взносы за расчетный период они обязаны не позднее 31 декабря текущего календарного года отдельными расчетными документами в ПФР, ФФОМС и ТФОМС. Расчет по начисленным и уплаченным взносам подается в территориальный орган ПФР до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом, по форме, которая утверждается органом исполнительной власти.

Корр.: Как следует представлять отчетность за 2009 год?
О.Е.: Плательщики взносов на обязательное пенсионное страхование должны представить декларацию по этим взносам за 2009 г. в срок не позднее 30 марта 2010 г. по форме, утвержденной Минфином (ст. 59 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Согласно ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ права и обязанности налогоплательщиков в отношении налоговых периодов по ЕСН, истекших до 1 января 2010 г., осуществляются в порядке, который установлен гл. 24 НК РФ в ранее действовавшей редакции. Поэтому в 2010 г. плательщики ЕСН, осуществляющие выплаты физлицам, должны будут подать налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2009 г. в обычный срок - не позднее 30 марта (п. 7 ст. 243 НК РФ), а индивидуальные предприниматели, адвокаты и частнопрактикующие нотариусы - не позднее 30 апреля (п. 7 ст. 244 НК РФ).

Корр.: Каково ваше мнение относительно новых сроков и периодичности составления отчетности по персонифицированному учету?
О.Е.: Конечно, в этом есть положительный момент для работающих пенсионеров, т.к. им теперь не нужно будет ходить с заявлениями в пенсионный фонд, а перерасчет пенсии будет производиться автоматически. Но объем работы бухгалтера, конечно же, увеличится. Также считаю, что изменение сроков грозит большими очередями в пенсионных фондах. Раньше в нашем распоряжении было 2 месяца, чтобы успеть сдать годовые сведения персонифицированного учета, а сейчас дается только один месяц. Что бы сдать отчетность, приходится выстаивать большие очереди, да еще и не в один кабинет, приезжать по несколько раз, кроме того, нередко, из-за большой нагрузки, в отделениях пенсионного фонда зависала программа. И раньше сдать отчетность было непросто, а теперь, из-за сокращения сроков сдачи отчетности, - будет ещё сложнее.
Возможно, проблема очередей все-таки решится, т.к. организации с численностью более 50 человек обязаны предоставлять индивидуальные сведения только в электронной форме с электронной цифровой подписью (ранее этот предел составлял 100 человек).

Корр.: Каковы тарифы страховых взносов и как рассчитать стоимость страхового года?
О.Е.: С 2011 г. будут применяться следующие тарифы (ст. 12 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):
- Пенсионный фонд РФ - 26%;
- Фонд социального страхования РФ - 2,9%;
- Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 2,1%;
- Территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 3%.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента, вместо 26 процентов по ЕСН на сегодняшний день.
Кроме того, теперь организации и ИП, применяющие спец.режимы налогообложения (УСН или ЕНВД) должны будут уплачивать страховые взносы в полном объеме (в настоящее время они уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование 14% и страховые взносы в ФСС от НС и ПЗ в соответствии с классом профессионального риска, а от уплаты ЕСН они освобождены).
Индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики, не производящие выплат физлицам), должны рассчитывать стоимость страхового года с применением указанных тарифов. Следовательно, с 2011 г. они будут платить:
- в ПФР - МРОТ x 26 процентов x 12;
- в ФФОМС - МРОТ x 2,1 процента x 12;
- в ТФОМС - МРОТ x 3 процента x 12.

Федеральными законами № 212-ФЗ и 213-ФЗ предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов на 2010-2014 гг.

Тарифы страховых взносов на 2010 г.
На 2010 г. установлены следующие тарифы страховых взносов (ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ):
- ПФР - 20% В отношении лиц 1966 года рождения и старше взносы полностью перечисляются на финансирование страховой части трудовой пенсии, а по лицам 1967 года рождения и младше они распределяются следующим образом: 14 процентов на страховую и 6 процентов на накопительную часть трудовой пенсии (ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ);
- ФСС - 2,9%;
- ФФОМС - 1,1%;
- ТФОМС - 2%.

На прежнем уровне (без применения регресса) останутся тарифы страховых взносов для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые являются сельскохозяйственными товаропроизводителями или имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (ч. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Данной статьей установлен пониженный тариф для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД. В 2010 г. они должны заплатить страховой взнос только в ПФР по ставке 14 процентов. Аналогичный тариф в указанный период применяют лица, использующие труд инвалидов. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ЕСХН, должны будут начислять 10,3 процента в ПФР. Распределение сумм взносов в ПФР между страховой и накопительной частями трудовой пенсии для данных категорий плательщиков приведено в новой редакции ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ.

Что касается тарифа для уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами, занимающимися частной практикой (плательщиками, не производящими выплат физлицам), то необходимо отметить следующее: данные лица определяют размер взносов исходя из стоимости страхового года. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ такая стоимость равна произведению МРОТ (установленного на начало финансового года) и тарифа в соответствующий фонд. При этом полученная сумма умножается на 12. С учетом того, что тарифы взносов для указанных лиц такие же, как и для плательщиков, производящих выплаты физлицам (ч. 4 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ), а взносы в ФСС они не уплачивают, то в 2010 г. индивидуальные предприниматели, адвокаты и нотариусы, не производящие выплаты физлицам, должны заплатить:
- в ПФР - МРОТ x 20 процентов x 12;
- в ФФОМС - МРОТ x 1,1 процента x 12;
- в ТФОМС - МРОТ x 2 процента x 12.

Поскольку МРОТ на 2010 г. пока не установлен, точно рассчитать налоговую нагрузку для данной категории плательщиков невозможно. Однако с уверенностью можно сказать, что она значительно увеличится.

Тарифы страховых взносов на 2011 - 2014 гг.
Для некоторых категорий плательщиков предусмотрен плавный переход к применению общеустановленных тарифов. К ним относятся организации и индивидуальные предприниматели:
- являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями;
- имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;
- использующие труд инвалидов, общественных организаций инвалидов;
- применяющие ЕСХН.

Указанные категории плательщиков в 2011 - 2012 гг. в целом будут уплачивать взносы из расчета 20,2 процента (ПФР - 16, ФСС - 1,9, ФФОМС - 1,1 и ТФОМС - 1,2). В период 2013 - 2014 гг. общий тариф страховых взносов увеличится до 27,1 процента (ПФР - 21, ФСС - 2,4, ФФОМС - 1,6 и ТФОМС - 2,1).

Корр.: К чему, по-вашему мнению, может привести полная отмена льгот по страховым взносам?
О.Е.: Законодатель планирует полностью отменить льготы по страховым взносам для малого бизнеса. Но это произойдет постепенно.
Хочу еще раз отметить, что в период с 2010 по 2014 г. будут действовать пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков, а полная отмена льгот по страховым взносам для предприятий, уплачивающих ЕСН по пониженным ставкам и освобожденных от его уплаты, ожидается только начиная с 2015 года.
Полная отмена льгот по страховым взносам приведет к увеличению налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса.

Корр.: Целесообразно ли повышение налоговой нагрузки для российских предприятий в современных экономических условиях?
О.Е.: В условиях напряженного государственного бюджета повышение налоговой нагрузки направлено на увеличение доходов бюджета и государственных фондов социального назначения.
Для предприятий повышение налоговых ставок, конечно же, не выгодно. Хотя с 2010 года на доходы физических лиц, превышающие 415 тысяч рублей, страховые взносы начисляться не будут, однако это справедливо лишь для налогоплательщиков с высоким уровнем доходов (выплат). Их же количество сегодня невелико, поэтому большая часть налогоплательщиков будет исчислять страховые взносы.
Данное нововведение в налогообложении ФОТ направлено на стимулирование работодателей к увеличению на предприятии заработной платы. Вместе с тем реальная экономия на зарплатных налогах возможна лишь при столь значительном увеличении заработной платы, что в конечном итоге вряд ли окажется выгодным работодателям.
Небольшим организациям, обороты у которых невелики, увеличение налоговой нагрузки грозит банкротством. А это, в свою очередь, может повлечь за собой уход части зарплат в тень.

Судебные налоговые споры
Адвокат по налоговым спорам
Учетная политика
Правовой аудит

Аудиторские услуги
   Аудит
   Налоговый аудит
   Проведение ревизии
   МСФО
Бухгалтерские услуги
   Постановка бухучета
   Бухгалтерский учет
Юридические услуги
   Арбитраж
   Регистрация юр. лиц и ИП
   Внесение изменений
   Ликвидация юр. лиц и ИП
   Перерегистрация ООО

   Приведение в соответствие учредительных документов в связи с внесением изменений в ГК РФ с 01.09.2014

   Аутсорсинг
   Налоговые споры

Прайс-листы
   Бухгалтерский учет
   Юридические услуги
   Консультационные услуги

Справочная информация
   Юридическим лицам
   Индивидуальным            предпринимателям
   Налоговый календарь

Типичные ошибки
Вопрос-ответ
Программы проверок
Учетная политика
Законодательство
Формы документов

Координаты ИФНС, ПФ, ФСС
Новое в законодательстве





     Нам ценно доверие наших клиентов.


г. Челябинск, ул. Энгельса 47-Б